Уход и обслуживание вашей катушки
И, как любой сложный механизм, катушка — дама весьма капризная и приветствует нежное и бережное к себе отношение. На её самочувствие влияет множество факторов: возраст, сложность конструкции, условия хранения и, в первую очередь, внешняя среда, в которой она работает. Непогода, температурные перепады, попадание инородных частиц могут сослужить недобрую службу и заметно сократить жизнь вашей верной подруги.
Поэтому качественный уход за катушкой — одна из не самых увлекательных, но важнейших составляющих насыщенной жизни рыболова вне рыбалки. Втулки, шестерни, подшипники — эти ребята и девчата будут признательны, если им хоть иногда уделять немного внимания и заботы.
Простейший уход
Закончив ловлю, не ленитесь потратить несколько минут на элементарную профилактику, которая позволит избежать потенциальных хлопот в будущем. Мягкая тряпка и щётки с ворсом различной жёсткости — вот нехитрый инвентарь для поверхностного обслуживания катушки, с помощью которой вы недавно добыли завидные трофеи. К слову, большинство современных катушек не боятся прямого попадания влаги, поэтому их промывка тоже один из вариантов простейшего ухода. Но, не переусердствуйте — не все катушки могут выдержать сильный напор воды.
После завершения водных процедур обязательно вытрите остатки влаги мягкой хлопчатобумажной тряпкой. По большому счёту, остаточная влажность вреда катушке не причинит, но со временем забытые водные разводы могут негативно сказаться на внешнем виде. В первую очередь, страдают хромированные детали.
Следующий этап — демонтаж шпули, ручки и их прочистка от соли, грязи и излишней смазки предварительно подобранной для этих целей щёткой. Многие умельцы самой удобной считают банальную зубную щётку, имея в арсенале экземпляры в различной длину ворса и жёсткостью.
Переходя к более щепетильной очистке пространства возле подшипников, уплотнителей и прочих движущихся деталей, запаситесь ватными палочками. Собирая катушку, рекомендуется смазать нагруженные места жидкой смазкой, речь о которой пойдёт ниже.
Друзья, не экономьте время на смазке даже внешних частей катушки: вы здорово поможете катушке противостоять смертельной для неё болезни — коррозии. Плюс ко всему рекомендуем ослабить тормоз на время хранения. Этим вы избежите преждевременной деформации и слипания тормозных шайб.
Профессиональный уход и смазка
Никому не пожелаем подобного сценария, но иногда случается беда: в катушке появляются посторонние звуки: скрежет, треск, стук. В подобном случае катушка нуждается в неотложном лечении, требующем полного разбора механизма на составляющие. В редких случаях могут понадобится замены деталей, но подавляющее количество диагнозов предполагает одно-единственное лекарство — смазку. Учтите, что главное в процессе лечения — грамотно освоить процесс разборки и сборки, чтобы в результате у вас не осталась пара-тройка лишних деталей. Если вы не уверены в своих силах, доверьте эту работу проверенным профессионалам.
Если сомнений в собственных способностях не испытываете, давайте поговорим о видах смазки. Именно грамотный подбор смазки для отдельных деталей и механизмов вдохнёт в катушку вторую жизнь и вернёт ей плавное вращение и лёгкую работу.
Если жить по инструкциям заводов-изготовителей, то каждая катушка нуждается в техническом обслуживание с периодичностью в 50-60 рыбалок. Рыбачите в суровых условиях с увеличенной вероятностью попадания в механизм песка и пыли? Готовьтесь проводить постоянный промежуточный технический осмотр ротора, дужки лесоукладывателя и рукоятки после каждой рыбалки и постоянно прислушивайтесь к работе катушки.
Интересный факт: в заводских условиях концерн SHIMANO пользуется семью видами смазок. Но для наших условий, как показала многолетняя практика, при проведении ТО достаточно трёх наименований: SR-G, ACE-0 и BANTAM. Каждая позиция ответственна за свой конкретный участок:
Смазка SR-G (DG13) обладает отличной адгезией к металлу. Именно она закладывается в катушку при заводской сборке. Рекомендована производителем для обработки основного механизма (главная пара, бесконечный винт, шестерни). Фасуется по 30 г в мягкие тубы или баночки.
Влагостойкая смазка ACE-0 (DG01) понадобится для обработки фрикционных шайб и механизма возврата дужки в исходное положение. Фасуется по 30 г в мягкие тубы или баночки.
BANTAM OIL – жидкое масло, предназначенное для смазки штока, обгонной муфты или винта рукоятки. Кроме того, пригодно к обработке ролика лесоукладывателя. Упаковка выполнена в виде маслёнки, фасовка по 4.5 г.
Смазка | Узел |
---|---|
SR-G (DG13) | Главная шестерня |
Ведомая шестерня | |
ACE-0 (DG01) | Толкатель дужки |
Фрикционные шайбы | |
Пружины | |
Резиновые прокладки | |
BANTAM OIL | Обгонная муфта |
Винт крепления рукоятки |
Незыблемое правило: нельзя смешивать новую смазку со старой! В противном случае эффект от вашей работы будет стремиться к нулю. Профессиональные сервисмены перед закладкой новой смазки разбирают катушку до последнего винтика, удаляют отработанную смазку механическим способом, а также прибегая к помощи щадящих растворителей. И только после этого наносят новую.
И не забывайте аксиому: болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому постарайтесь хранить и транспортировать катушки в специальных боксах или чехлах, ассортимент которых позволяет выбрать вариант на любой вкус. Сберегая катушку от механических повреждений, попадания пыли и влаги, вы убиваете двух зайцев: продлеваете ей жизнь, а себе сберегаете нервы.